Размер шрифта:
МаленькийСреднийБольшой
Цветовая схема:
ААА

Экспозиция

Становление ИМЗ

     После начала Второй мировой войны верховная власть СССР и командование Красной Армии убедилась в значительном техническом отставании, в том числе – мобильности от своего главного потенциального противника.
    Германия, имея моторизированные соединения, в считанные недели оккупировала многие страны Европы, где не последнюю роль играли мотоциклы,  том числе с боковым прицепом.
    В тот период мотопромышленность СССР, находясь в зачаточном состоянии, не имела достойного для Красной Армии мотоцикла тяжелого класса с боковым прицепом. И в 1940 году, специальным постановлением Совета Народных Комиссаров СССР, было принято решение об оперативном развертывании мотопромышленности. С этой целью создали Ведущее Конструкторское Бюро. За основу будущего армейского мотоцикла решили взять одну из существующих моделей иностранного производства, так как на создание собственной конструкции понадобился не один год, а резерва времени не имелось: ощутимо было приближение войны.
    В том же году закупили мотоциклы фирм: «Royal-Enfield», «BSA», «NSU», «Zundapp», «BMW»... Провели всесторонние испытания и выбрали модель BMW R-71. Многие из этих мотоциклов находятся в экспозиции музея, в том числе BMW R-12, BMW R-71, BMW R-75.
    К лету 1941 года на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ) начался выпуск армейского мотоцикла М-72.
    После начала Великой Отечественной войны ММЗ в сутки выпускал по 60-70 мотоциклов, которые срочно отправлял на фронт. 21 октября, когда германские войска подошли вплотную к Москве, вышло постановление Совета по эвакуации при СНК СССР о перебазировании Московского мотопроизводства в уральский город Ирбит. Этот день и принято считать днем рождения Ирбитского мотоциклетного завода.
    17 ноября 1941 г. в Ирбит из Москвы прибыл первый эшелон, а с ним 568 столичных мотоциклостостроителей. На новом месте цеха размещались на нескольких производственных площадях, в основном в помещениях автоприцепного и пивоваренного заводов.
    25 февраля 1942 года из Ирбита на фронт отправлен первый эшелон с мотоциклами, в основном собранными из узлов и деталей, привезенными из Москвы.
    В период с февраля 1942 по май 1945 года, по некоторым данным, на Ирбитском мотоциклетном заводе собрано 7905 мотоциклов. Это гораздо больше, чем Горьковский мотоциклетный завод выпустил М-72 за годы Великой Отечественной войны.

Серийные модели ИМЗ

    В 1955 году обеспечение Вооруженных Сил СССР армейскими мотоциклами М-72 передали Киевскому мотоциклетному заводу. В Ирбите приступили к выпуску моделей для народного хозяйства страны и населения. Первая гражданская модель имела индекс М-72М и являлась модификацией армейской М-72, с незначительными изменениями – хромированными деталями, различной окраской, торсионной подвеской колеса коляски, его усилением...
    Мотоцикл стал очень популярным среди населения небольших городов, сельских жителей. Его неприхотливость в топливе, возможность ремонта в любых условиях и перевозить грузы, значительно превышающие рекомендованные инструкциями, снискали славу «рабочей лошадки». Одновременно с выпуском М-72М проводились работы над новой верхнеклапанной моделью М-52. Это, скоростная по тем временам, машина, была выпущена в ограниченном количестве, т.к. ее создание состоялось раньше времени.
    Начиная с модели М-62 (1960г.) ирбитские мотоциклы стали официально носить имя «Урал». Всего с начала производства и до 2003 года на Ирбитском мотоциклетом заводе было выпущено 15 базовых моделей – не считая различных модификаций и специальных мотоциклов. Практически все базовые модели имеются в собрании музея.

Экспериментальные модели ИМЗ

    Единственным подразделением Московского мотозавода, эвакуированным в Ирбит в полном составе, было Ведущее Конструктивное Бюро (ВКБ), переименованное в Отдел Главного Конструктора (ОГК). 22 декабря 1941 года выходит приказ №23 по мотоциклетному заводу о восстановлении в Ирбите ОГК, численный состав которого не превышал двух десятков сотрудников.
   Первая экспериментальная модель, созданная в отделе конструктора Ирбитского мотозавода – верхнеклапанная М-75. Ее испытания – пробег Ирбит-Тюмень-Ирбит, состоялись летом 1942 года. В дальнейшем из нее получилась отличная, для того времени, спортивная версия
   Опыт военных действий в период Великой Отечественной войны показал, что нашу армию необходимо оснащать мотоциклами высокой проходимости с приводом на колесо коляски. Еще в годы войны завод стал заниматься этой темой, в конце сороковых годов создал на базе М-72 опытный И-7Г с отключаемым приводом. В 1951 году был разработан усовершенствованный И-7Д, в трансмиссию которого введен дополнительный понижающий редуктор. В серийное производство эта модель не пошла: поставку для армии тяжелых мотоциклов поручили Киевскому мотозаводу.
   Десятки базовых модификаций – опытных, специальных, экспериментальных моделей – разработано в отделе главного конструктора ИМЗ. Некоторые из них сохранились  и  имеются  в  коллекции музея.  Это уже упомянутый И-7Д, М-64  с  хребтовой  рамой  (1962г.). Капотированный М-65 в двух вариантах (1964, 1966г.г.), «Урал 4» с приводом на колесо коляски (1972г.), М-68 (1982г.) и другие.
    Особое внимание привлекает одна из лучших экспериментальных моделей завода – М-73 (1980г.). Созданная в конце 70-х начале 80-х, предполагалась для выпуска двухсот тысяч в год мотоциклов. Она имела пятиступенчатую коробку передач с задним ходом, электрозапуск, гидравлический привод заднего колеса и колеса коляски и другие изменения – в ней внедрено около десяти авторских изобретений. К сожалению, до серийного производства М-73 не дошла. Хотя под нее уже было закуплено спецоборудование, предполагалось строительство новых корпусов... Причина в перестройке, нахлынувшей на страну в середине восьмидесятых годов – со всеми вытекающими последствиями.

Последующие разделы:

Модели иностранного производства;

Байкерский раздел;

Ирбитчане-рекордсмены Гиннесса;

Мотоспорт в Ирбите.